10 принципов оценки поисковой значимости ссылок по Рэнду Фишкину
Как Google определяет авторитетность ссылки? Совершенствуется ли алгоритм PR? Нужен ли свежий взгляд на ссылочную массу проекта? На эти вопросы попробовал ответить в одной из своих публикаций Рэнд Фишкин.
«Алгоритмом ранжирования» (PageRank) был разработан в далеком 1997 году. В основу метода были положено 5 аксиом:
- ссылки в сети - это голоса в пользу сайта,
- все голоса изначально считаются равными,
- чем больше голосов накапливает страница, тем она авторитетнее,
- чем авторитетнее страница, тем сильнее её голос,
- сила голоса страницы зависит от авторитетности страницы, поделённой на количество голосов, которые она отдаёт.
С тех пор много воды утекло! В алгоритм внедряют все новые и новые факторы, вроде учета анкоров и поведения пользователей. А значит, методы сбора ссылок нужно пересматривать.
Роботы последовательно анализируют сайт, следуют от одного пункта алгоритма к другому и раз за разом выносят вердикт вроде: «Для ключевого слова “ааа ббб” страница А занимает позицию выше, чем страница Б (остальные условия равны)». А вот на что же они обращают внимание?
1. Большим весом обладает ссылка в начале HTML-кода.
Ссылки в начале текста весят больше, ключевые слова в начале заголовка ссылки имеют большую ценность.
2. Внешние ссылки важнее внутренних.
Поисковым системам важнее то, что говорят о вас другие, чем то, что вы утверждаете о себе сами.
3. Ссылки с нового уникального домена ценнее ссылок с уже ссылавшихся на вас доменов.
Чем больше разнообразных ссылающихся на вас доменов, тем лучше. При прочих равных условиях очередная лишняя ссылка с домена A передаёт меньший вес, чем новая единственная ссылка с домена Б. 40 ссылок с разных сайтов лучше, чем 400 ссылок с одного домена.
4. Ссылки с ресурсов, максимально приближающихся к авторитетному источнику, ценятся больше.
В утрированной форме: ссылка с блога Медведева ценится больше, чем ссылка со СМИ-издания, но ссылка со СМИ ценится больше, чем ссылка форума анонимных любителей критиковать политику страны. Принцип этот упомянут в многочисленных IR-документах и патентах и служит эффективным средством в борьбе со спамом.
5. Ссылки прямиком из уникального контента ценнее ссылок из меню, элементов навигации и подвала сайта.
Правило настолько очевидное, что в доказательствах уже не нуждается. Ссылки в статьях рулят!
6. Ключевые слова в HTML-тексте ссылок ценнее ключевых слов в alt-атрибутах ссылок-картинок.
Поисковики рассматривают текст внутри alt-атрибутов ссылок-изображений наравне с анкорами ссылок, но практическая ценность alt-атрибутов ниже ценности анкоров текстовых ссылок.
Об этом не скажут ни в одном официальном документе, но вывод напрашивается на основе практического опыта. Впрочем, ссылки-картинки несут в себе другую ценность – они разбавляют ссылочную массу, делают ее естественнее.
7. Ссылки с внутренних страниц популярных и очень авторитетных сайтов ценятся выше, чем ссылки с главной страницы безызвестных сайтов.
Поисковым системам трудно охарактеризовать ценность ссылок с разных страниц конкретного популярного и авторитетного ресурса. Ссылка с непопулярной страницы трастового ресурса в любом случае имеет высокую ценность. Поисковики доверяют авторитету портала в целом, а не авторитету отдельных раскрученных страниц.
Скудные внешние ссылки с неавторитетных страниц могут вознести сайт на вершину выдачи именно благодаря высокому значению домена, с которого они получены. Такое положение вещей может даже не отображаться в метриках, ведь поисковики борются со спамом и заинтересованы в повышении качества поиска и пресечении попыток манипулирования алгоритмами. Редкие ссылочки с авторитетных доменов ценнее сотни ссылок с сомнительных сайтов.
8. Ссылки в теге noscript имеют низкую, приближающуюся к нулю, ценность.
Содержимое тега noscript отображается только в случае, если браузер не поддерживает клиентские сценарии, или скрипты отключены самим пользователем. А раз ссылки не видны пользователям, их присутствие вызывает подозрение в манипулировании алгоритмами.
9. Множество свежих ссылок приносят проекту исключительную пользу.
Они могут временно или даже надолго поднять страницу в выдаче выше, чем страницу с лучшими внутренними показателями.
Допустим, страница за короткий промежуток время получила массу свежих ссылок. Поисковая система воспринимает это как признак востребованности контента. Такая массовая рекомендация ценнее виртуозной оптимизации. В итоге страничка обладает боле высоким рангом даже при скромной по сравнению с конкурентами оптимизации.
Косвенным доказательством такому явлению служит QDF-алгоритм Google. Query Deserves Freshness в переводе означает что-то типа «запрос требует свежего ответа». Google ценит новый контент, быстро набравший большое количество ссылок.
Да и в целом поисковая система пристально отслеживает различные временные сигналы вокруг ссылок, пытаясь выявить спам и популярные страницы.
Сотрудники Google первыми заявили об использовании временных сигналов в патенте «Information Retrieval Based on Historical Data». Патент опубликован давно, и вероятно разработки в этом направлении ушли весьма далеко.
10. Ссылка на явный спам снижает ценность всех ссылок на странице.
Спам в сообщении со ссылкой или в самом контенте снижает общую ценность площадки. Вот почему авторитетные и популярные посты быстро падают в ранжировании, схлопотав спамную ссылку в комментариях.
Так что боремся со ссылками на очевидный спам, пусть даже и закрытыми атрибутом «no follow», с вирусными ключевыми словами, с переизбытком продажных ссылок.