ChatGPT и подростки новое исследование о роли ИИ в образовании
Исследование Pew Research Center, проведённое в 2023 году, показало, что представители поколения Z активно используют ChatGPT от OpenAI для выполнения учебных задач. Однако остаётся вопрос, осознают ли они все ограничения и потенциальные риски, связанные с использованием этой технологии.
В рамках опроса среди подростков в возрасте от 13 до 17 лет, проживающих в США, выяснилось, что 26% респондентов применяли ChatGPT для выполнения домашних заданий и других школьных работ. Из примерно 1400 опрошенных более половины (54%) заявили, что использование ИИ для изучения новых предметов является приемлемым, 29% одобрили его применение для решения математических задач, а 18% считают допустимым использование ChatGPT для написания эссе.
Тем не менее, результаты исследования вызывают обеспокоенность. ChatGPT имеет ограничения, особенно в таких областях, как математика, где он часто допускает ошибки. Кроме того, надёжность предоставляемых фактов также остаётся под вопросом. Например, тестирование возможностей GPT-4o, модели, на базе которой работает ChatGPT, показало, что её точность в некоторых академических задачах лишь немного превышает случайные предположения.
Особенно слабые результаты были продемонстрированы в темах, связанных с социальной мобильностью и геополитикой Африки к югу от Сахары. Это совпадает с данными опроса Pew, согласно которым чернокожие и латиноамериканские подростки чаще используют ChatGPT для учебных целей, чем их белые сверстники.
Результаты других исследований также неоднозначны. Так, ученики турецких старших классов, использующие ChatGPT, показали худшие результаты на математическом тесте по сравнению с теми, кто не пользовался ИИ. Немецкие студенты, напротив, благодаря ChatGPT находили информацию быстрее, но менее успешно обобщали её.
Влияние ИИ на образовательный процесс вызывает споры и среди преподавателей. Согласно опросу Pew, четверть учителей государственных школ в США считает, что использование инструментов ИИ, таких как ChatGPT, больше вредит, чем помогает. Исследования Rand и Центра пересмотра государственного образования также показали, что лишь 18% преподавателей применяют ИИ в своих классах.
Эти данные подчёркивают необходимость более осознанного подхода к использованию технологий искусственного интеллекта в образовании и дальнейшего изучения их долгосрочного влияния.