Методичка по SMM: разрабатываем контентную стратегию
Контент-анализ
Состоит анализ из нескольких частей, и начинаем мы от ближней к дальней: сначала анализируем собственные группы и группы прямых конкурентов, а вторым этапом черпаем идеи у коллег. В своей работе мы используем специальные сервисы, но так как не все готовы ими пользоваться, будем делать всё вручную. Независимо от того, с кого и как вы начали анализ, последовательность всегда одна и та же — открываем ленту и изучаем.
В первую очередь смотрим на то, какие посты вообще есть. Пока изучаем, сразу выписываем рубрики, которые видим, а также идеи по рубрикам, которых не хватает, если они приходят в голову. Во вторую очередь смотрим, какие посты набирают наибольшее количество реакций: лайков, репостов, комментариев. В третью очередь смотрим на стилистику: на картинки постов и подводки. Оцениваем, насколько понятно и интересно читается, насколько стилистически выдержано.
И несколько нюансов по коллегам. Они бывают прямыми и косвенными. Например, для стоматологической клиники прямые коллеги — стоматологии из других регионов, а косвенные — клиники косметологии, флебологии и т. п. Их обычно много, поэтому нам нужны только лучшие примеры. Как правило, они выделяются сразу. Можно искать сначала сайты и уже оттуда переходить в соцсети, а можно сразу искать в соцсетях.
Полезное действие блога
Несколько примеров на основе тех проектов, которыми мы занимаемся:
— Банный комплекс «Уфимские бани». Помогаем гостям «Уфимских бань» узнать последние новости об услугах, акциях и мероприятиях комплекса, а также то, как получить от бани максимум пользы и удовольствия.
— Бургер-бар Burger Heroes. Помогаем гостям Burger Heroes узнать последние новости бара о продуктах, акциях и мероприятиях.
— Баскетбольный клуб «Уфимец». Помогаем болельщикам «Уфимца» и всем любителям баскетбола в РБ узнать последние новости из жизни клуба.
— Туристическая игра «Царь горы». Помогаем участникам «Царя горы» узнать последнюю информацию о ходе проекта.
— SMM-агентство «Восток-1». Помогаем заказчикам и коллегам узнать особенности SMM в регионах на примере Уфы.
Как видите, для многих коммерческих сообществ полезное действие будет одно: помогать клиентам узнавать последние новости компании. И это нормально.
Стилистика общения
Стиль общения в соцсетях можно условно поделить на три типа: официально-деловой, публицистический и разговорный. Лежит он на пересечении двух вещей: готовностью руководителя поступать нестандартно и целевой аудиторией. Обычно, чем серьёзнее компания, тем официальнее она пишет. С другой стороны машиностроительному заводу «Кубаньжелдормаш» это вообще не мешает рвать все шаблоны. Потому что нет такого закона, который обязывает нас выражаться канцелярско-бюрократическим языком. Скорее, наоборот.
Для чего в принципе писать это в контентной стратегии? Если у вас есть заказчик или руководитель, стилистику общения нужно согласовать, чтобы в случае чего не получить за слишком серьёзный или слишком неформальный стиль. Если вы и есть руководитель, то нужно помнить, что рано или поздно у вас появится человек, которому нужно на что-то ориентироваться. Также сюда относится редполитика — правила того, как вы пишите название своей компании и продуктов, номера телефонов, используете ли эмодзи и так далее.
После проделанной работы нужно свести всё воедино. Лучше всего сделать это в таблице с тремя колонками: вектор, описание и цель. После таблицы мы обычно прикладываем скрины постов, иллюстрирующие каждый вектор.
В последнем пункте контентной стратегии мы указываем все мелочи, которые касаются настройки и оформления сообществ, периодичности постинга. Потому что это тоже относится к контенту. На всякий случай рекомендуем пройтись по этому списку.
Разберём настройку и оформление сообщества на примере «Вконтакте», т. к. функционал для этого там самый широкий:
— Аватар должен быть лаконичным, без мелких деталей и текста, узнаваемым. Чаще всего достаточно логотипа или даже его части.
Главный вывод
Методичка по SMM — цикл статей для тех, кто самостоятельно занимается ведением сообществ или планирует это делать: предпринимателей, PR-специалистов, контент-менеджеров, студентов. Она состоит из двух частей: основы маркетинга и специфика соцсетей. Настройка и ведение таргетированной рекламы в методичке не разбирается.