Планируем новый веб-сайт. Не запускайте его, пока не прочитаете эту статью.
Представляете, как будут счастливы посетители вашего веб-сайта, если с его помощью они смогут быстро и эффективно найти нужную информацию и выполнить любую задачу?
А как при этом увеличатся ваши доходы?
И сегодня мне хочется поговорить об эффективном инструменте, благодаря которому можно улучшить показатели сайта с минимальными затратами ресурсов, будь то деньги, время или что-либо еще.
Знаете, в чем состоит основная проблема планирования и структурирования сайта? Всё начинается с того, что некие ключевые сотрудники компании и веб-разработчики/дизайнеры просматривают сайты конкурентов, составляют своё мнение о том, что эффективно, а что нет, разрабатывают свою концепцию, вносят изменения… и повторяют этот процесс снова и снова, пока руководство не будет довольно. Затем сайт запускают. Это кажется вполне разумным и логичным.
«Так в чем же проблема?» - спросите вы. Никто даже не пытается выяснить, насколько получившийся сайт отвечает потребностям пользователей. Хотя это один из ключевых вопросов, не так ли? Вы задумывались, а что если «гениальные» идеи, которые вы позаимствовали у конкурентов, в вашем случае не работают? И вы об этом не узнаете, так как ничего для этого не делаете. Не всё золото, что блестит. И если вам понравилось, как смотрится та или иная концепция на сайте коллеги по цеху, это не значит, что посетители находят это полезным.
Посмотрите на свой сайт глазами пользователей
Все мы люди, и нам свойственно отрицать тот факт, что другие люди видят мир (и наш сайт) иначе, чем мы сами. Мы используем определенный стиль речи при написании контента, т.к. он нам знаком. Мы размещаем объекты на сайте так, как нам кажется удобным. Давайте посмотрим правде в глаза: мы редко прислушиваемся к мнению других и еще реже подстраиваемся под их восприятие мира.
Вот простой пример. Пару дней назад мой клиент попросил взглянуть на парочку черновых вариантов будущего сайта. Я обратил внимание на две кнопки с призывом к действию под названием «Оправить запрос на КП» и «Добавить запись в ЕСК». Я уверяю вас, что многие пользователи, увидев такое на сайте, испытают серьёзную ментальную фрустрацию. Проще говоря, даже если смысл надписей становится понятен из контекста, любой повод для разочарования может привести к тому, что пользователь не только не совершит желаемое действие, но и не вернётся к вам вообще.
Как же обойти эту проблему и выяснить, что на сайте отвечает ожиданиям пользователей, а что нет? И как сделать это до фактического запуска проекта?
Выражаясь техническим языком, нужно провести тест на юзабилити, то есть циклическое наблюдение за посетителями вашего сайта, выявление проблем и их решение. Процесс повторяется до тех пор, пока все шероховатости не будут найдены и устранены.
Не так страшен чёрт, как его малюют
Одним из распространенных заблуждений, бытующих среди людей, впервые сталкивающихся с понятием юзабилити теста, является то, что это длительный и выматывающий процесс, требующий массы сил и времени.
На самом деле необходимости в этом нет. Конечно, если вы располагаете обширными ресурсами, проведите максимально обстоятельный юзабилити тест. Но если вы ограничены во времени/деньгах/людях/оргтехнике, достаточно пары вещей…
- стола, компьютера и 2 стульев;
- программы для записи видео с экрана;
- 3-4 участников;
- некоторой суммы денег, чтобы оплатить участникам затраченное время.
В общем, независимо оттого, сколько у вас ресурсов, проведите юзабилити тест. Это действительно необходимо, особенно на этапе запуска проекта.
Подсказки по проведению теста
Когда начинаешь любой новый проект, здорово иметь под рукой несколько подсказок, которые сэкономят ваше время и силы. Итак, предлагаю вашему вниманию несколько пунктов, о которых необходимо помнить во время тестирования.
Экспериментаторы
- Для участия в каждом раунде юзабилити теста достаточно небольшого количества людей, особенно если речь идет о начальной стадии, когда целью является выявление крупных проблем. Вы убедитесь, что даже пара-тройка участников смогут обнаружить множество крупных недочётов и обеспечить обширный фронт работы над сайтом. Как мы уж говорили, юзабилити тест – это циклический процесс, подразумевающий проведение нескольких проверок одна за другой. Именно благодаря такой структуре теста вы быстро найдете прорехи в сайте и сэкономите уйму времени.
- Не беспокойтесь о стопроцентном соответствии участников эксперимента вашей целевой аудитории. Конечно, чем ближе сходство, тем лучше. Но этот параметр не должен сказываться ни на сроках, ни тем более на выполнимости тестов. Поэтому, если вы не можете найти участников, обладающих признаками вашей целевой аудитории, просто пригласите тех, кто умеет достаточно уверенно пользоваться Интернетом (за исключением случаев, конечно, когда полное соответствие критично для результатов эксперимента). В конце концов, ваша аудитория не расстроится, если поиск необходимой информации будет слишком простым и интуитивным. Так что.. не бойтесь привлекать своих друзей, соседей, родных.
Думаю, на сегодня подсказок достаточно 🙂 В следующий раз поговорим о другой категории участников - наблюдателях, а также непосредственно об объектах тестирования.