Планируем новый веб-сайт. Не запускайте его, пока не прочитаете эту статью (Часть 2)
Если вы наш постоянный читатель, то вы знаете, что в прошлой статье мы начали разговор о юзабилити тесте как эффективном и мало затратном способе оптимизировать сайт, сделав его максимально простым и интуитивным для пользователей.
Если это первая статья, которую вы читаете на нашем блоге, напомню, что юзабилити сайта - это характеристика степени его удобства для применения пользователями при достижении определённых целей и выполнении поставленных задач (См. определение юзабилити в Wikipedia.org). Поскольку корректировать сайт с точки зрения юзабилити после его запуска крайне затруднительно, я рекомендую провести эксперимент с участием небольшого количества людей и выяснить, насколько ваш сайт соответствует ожиданиям и потребностям пользователей.
Это позволит увидеть ваш сайт глазами пользователей и сформировать объективное мнение о его эргономичности. Помимо прочего, имея в распоряжении результаты юзабилити теста, вы сможете легко построить разговор с руководством проекта и убедить его как в необходимости вносимых коррективов, так и в выделении дополнительных ресурсов. Но, не будем забегать вперед.
Итак, в прошлый раз мы закончили разговор на привлечении небольшого количества участников эксперимента, то есть людей, которые непосредственно заходят на сайт и пытаются выполнить ту или иную задачу, одновременно оценивая простоту и интуитивность интерфейса.
Помимо экспериментаторов можно выделить ещё одну группу - это наблюдатели.
Наблюдатели
- В качестве наблюдателей лучше приглашать коммуникабельных людей, которые любознательны от природы и умеют внимательно слушать. Они зададут множество вопросов участникам юзабилити теста, чтобы узнать их мнение о сайте и сделать объективные выводы. Старайтесь привлекать людей с «левополушарным» типом мышления. Их вопросы будут наиболее релевантными и аналитически направленными.
- В отличие от непосредственно участников эксперимента, чем больше наблюдателей вы позовёте, тем лучше. Только в таком случае можно устроить хороший мозговой штурм, и чем больше «мозгов» в нем участвует, тем серьезней результаты (особенно, если среди наблюдателей есть руководители проекта).
Чем больше ключевых лиц окажутся свидетелями юзабилити теста, тем бОльшую поддержку с их стороны вы себе обеспечите. Это ведет к увеличению располагаемых вами ресурсов, повышению эффективности сайта и (что самое главное) к росту суммы вашей премии.
Что тестировать
- Изучение сайта крупным планом. Есть вещи, которые должны быть понятны пользователям с первого взгляда на сайт, то есть до совершения ими каких-либо действий. Например, какой компании принадлежит сайт, какой товар/услуга предлагается, что выгодно оттеняет сайт на фоне конкурентов, к каким действиям призывает сайт и так далее.
- Задачи. Каждый раз, когда пользователь заходит на сайт, он хочет выполнить какую-либо задачу. Это может быть поиск информации, необходимость в техподдержке, желание скачать документа или приобрести что-либо и многое другое. Ключевым показателем эффективности сайта является соотношение количества выполненных задач к числу заходов на сайт с какой-либо первоначальной целью. Этот показатель расскажет вам, смог ли пользователь найти нужную информацию, что ему помогло, а что помешало.
И здесь я хочу вернуться к вопросу, который было сформулирован в начале статьи: можете себе представить, как изменятся показатели экономической эффективности сайта, если каждый посетитель, зашедший на ваш сайт, сможет быстро и с минимальными затратами времени выполнить все стоящие перед ним задачи. Именно поэтому данный раздел юзабилити теста часто называют «золотым ключиком».
- Сайты конкурентов. Да, те самые сайты, с которых вы черпаете свои идеи. Почему бы не провести юзабилити тест сначала на них, а потом уже заняться своим проектом, заведомо зная, что работает, а что нет? Всё очень просто: заимствуете идеи, которые нравятся пользователям, и игнорируете то, что не эффективно с точки зрения юзабилити. Шикарно!
- Собственная концепция сайта. Прежде чем публиковать сайт, тестируйте его на каждом этапе разработки и вносите коррективы до тех пор, пока не появится полный вариант, а пользователи не смогут быстро и интуитивно выполнить основные задачи, для которых, собственно, и существует ваш проект.
Конечно, юзабилити тест может включать гораздо больше элементов, чем перечислено здесь, но теперь вы знаете, с чего начать. Провести такой простенький эксперимент гораздо лучше, чем не делать ничего вообще.
Гарантирую, после того, как вы пройдетесь по всем перечисленным пунктам, «мозги», вовлеченные в «штурм» начнут фонтанировать идеями о том, как оптимизировать сайт и избежать множества проблем. Теперь вместо того, чтобы просто спорить о том, что сработает, а что нет, вы можете проверить это на практике. И тогда вы будете на 100% уверены, что деньги, вложенные в маркетинг – это надёжная инвестиция, а не вода в решете.