Проблемы оценки ROI в социальных сетях. Немного статистики.
Как показывают последние опросы, более 50 процентов респондентов считают, что очень сложно подтвердить экономическую эффективность маркетинга в социальных сетях. Этот показатель являлся предметом противоречий с момента появления самого термина «социальные медиа» примерно в 2007-2008 годах.
Так почему же спустя почти десять лет всё ещё не появилось достойного решения для оценки экономической эффективности маркетинга в социальных сетях?
Одна из основных причин, почему так сложно оценить ROI в социальных сетях, заключается в том, что необходимые для анализа данные очень сложно извлечь и привести к единому знаменателю для получения сопоставимых результатов.
Еще одним ограничительным фактором является отсутствие единого стандарта оценки. Компаниям приходится общаться с пользователями в нескольких социальных сетях одновременно, при этом оказывается невозможно одна и та же деятельность на разных сайтах оказывается несопоставимой.
Стандартизированная кросс-канальная оценка была бы ключом к раскрытию потенциала экономической эффективности деятельности в соцсетях.
Но кросс-канальная оценка таит в себе ряд других проблем, связанных со сбором данных из разных источников, стандартизацией показателей, приведением данных к сопоставимому виду, определением корреляции между параметрами для выявления трендов и инициирующих событий. Учитывая всё перечисленное, реально ли осуществить кросс-канальную оценку? Если да, стоит ли шкурка выделки?
Прежде всего давайте рассмотрим, почему этот вид анализа столь полезен.
Деление аудитории по социальным сетям
В развитии социальных медиа наступил момент, когда цель создания странички более не ограничивается просто общением с друзьями. Люди всё больше времени проводят в социальных сетях и становятся всё более разборчивыми при выборе любимого ресурса. Грамотные маркетологи оценивают интерес к своему бренду в разных сетях, чтобы понять, где и какая реклама работает эффективней.
Как показывает статистика уже в январе 2014 года 74% онлайн аудитов привлекали к анализу сайты социальных сетей. 42 процента Интернет пользователей зарегистрированы в более чем двух социальных сетях и более 53 процентов не ограничиваются одной сетью.
Интерес для аналитиков представляет и пересечение активных пользователей социальных сетей. Так по данным TNS Web Index по состоянию на январь 2014 года
68% пользователей вКонтакте одновременно посещают Одноклассники. Там же находятся 72% пользователей Facebook. 96% подписчиков Twitter регулярно заходят во вКонтакте и так далее.
И хотя в эту статистику включены 5 самых популярных социальных сетей в России, на сайте Wikipedia вы можете найти список из 206 различных ресурсов со средним количеством зарегистрировашихся около 46 миллионов человек.
Учитывая такое обилие социальных сетей (не считая, что новые сайты для общения появляются чуть ли ни каждый день), можно ли сосредотачивать усилия только на одной из них? Если ваши подписчики пользуются несколькими социальными сетями, нужно дать им возможность заходить на страничку и просматривать новости вашей компании невзаисимо от сети, в которой они на данный момент находятся.
Итак, вы наладили выход на свою аудиторию через несколько каналов одновременно. Осталось оценить успех взаимодействия с ней.
Маркетологи социальных сетей следуют тенденциям
В ходе своего ежегодного опроса компания Social Media Examiner выяснила, что 94% маркетологов используют для рекламы Facebook, 83% - Twitter, 71% - LinkedIn. При этом эксперты, специализирующиеся именно на рекламе в социальных сетях (то есть такие, кто уделяет более 40 часов в неделю на этот вид маркетинга) проявляют больший интерес к Instagram (более, чем на 46 процентов), YouTube (более, чем на 38%), Pinterest (более, чем на 37%) и блогам, чем их коллеги (уделяющие социальным сетям менее 6 часов в неделю).
Компания Simply Measured показала, что из 1309 опрошенных 55% так называемых «социальных» маркетологов отчитываются по деятельности как минимум в двух социальных сетях.
Если говорить о компаниях с более 50 000 подписчиков в социальных сетях (значение рассчитано как сумма пользователей во всех социальных сетях), 79% «социальных» маркетологов составляют отчеты об эффективности рекламных кампаний как минимум в двух сетях. В среднем на одного маркетолога приходится 3,4 социальные сети . Наибольшей популярностью у заграничных специалистов пользуется Twitter (более 90% маркетологов), далее следуют Facebook (73%), Instagram (44%) и YouTube (35%).
Интересно отметить, что малые группы маркетологов (состоящие из 2-3 человек) чаще всего концентрируются на одной социальной сети и составляют отчет, соответственно, только по ней. Полагаю, речь идет об узкой специализации в рамках всей маркетинговой кампании.
Думаю, на сегодня статистики достаточно. В следующей статье я более подробно остановлюсь на специфике кросс-канального анализа данных и наиболее типичных для него показателях. Следите за обновлениями!